Спорт и туризм Велосипеды Словарь терминов

Словарь терминов: Велосипеды

Описания параметров категории Велосипеды

Общие характеристики

Тип
Можно выделить три типа велосипедов: детские, подростковые и взрослые.

Детские велосипеды предназначены для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Чаще всего это двухколесные велосипеды с возможностью крепления дополнительных колес. Встречаются также и трехколесные велосипеды. Как привило, детские велосипеды выбираются исходя из возраста ребенка: чем меньше возраст, тем меньше диаметр колес велосипеда. Примерная таблица сравнений:
• <12" (для детей от 1 до 3 лет, 75-95 см)
• 12" (для детей от 2 до 4 лет, 95-100 см)
• 14" (для детей от 3 до 5 лет, 100-110 см)
• 16" (для детей от 4 до 7 лет, 110-120 см)
• 18" (для детей от 5 до 8 лет, 120-130 см)
• 20" (для детей от 6 до 11 лет, 130-140 см)
Велосипеды для самых маленьких детей (от 1 до 3 лет) можно найти в разделе "Детский мир" - "Велосипеды для малышей". В эту группу входят велосипеды-самокаты (без педалей), трициклы и привычные модели с педальками на переднем колесе. Часто встречаются трехколесные модели с ручкой для родителей.


Подростковые велосипеды предназначены для детей подросткового возраста (от 12 до 15 лет) и роста от 140 см. Эти велосипеды уже практически ничем не уступают взрослым моделям. Отличие лишь в небольших размерах рамы и 24" дюймовых колесах. Если рост вашего ребенка превышает 150 см, то можно смело покупать велосипед с 26" колесами и маленькой ростовкой/рамой - 13" (XS) или 14" (XS).

Взрослые велосипеды являются наиболее распространенным типом велосипедов. Используются как мужчинами, так и женщинами. В конструкции велосипедов для женщин характерным является низкая рама и более широкое седло.

Область применения
В зависимости от области применения можно выделить следующие разновидности велосипедов:
– Горные велосипеды (другое название - MTB от "mountain bike") в первую очередь предназначены для езды в тяжелых горных условиях, но без проблем могут использоваться так же и для поездок на работу или загородных прогулок. Для них характерны большое количество передач (обычно больше 20-и), широкие шины, мощные колёса, амортизационная вилка, гасящая удары, а часто и задняя подвеска.
– Городские велосипеды предназначены для удобной езды по городу, где скорость менее важна, чем удобство. Посадка высокая, седло удобное и хорошо амортизировано, скорости можно переключать, стоя на месте, тормоз часто ножной. Основные части хорошо защищены от грязи, поэтому обслуживание требуется редко. Недостаток — тяжёлый корпус.
– Дорожные велосипеды предназначены для повседневного пользования. Обычно такие велосипеды имеют закрытую раму, сваренную из стальных труб. Верхняя труба расположена горизонтально, или немного наклонена назад.
Шоссейные велосипеды предназначены для быстрой езды по асфальтированным дорогам. Им присущ тонкий и лёгкий корпус, гнутый нисходящий руль, узкие шины.
– Гибридные велосипеды — промежуточные между горными и шоссейными. У гибридных велосипедов диаметр колёс составляет 28 дюймов, как у шоссейных, но оборудование (трансмиссия, тормоза и т. п.) устанавливается такое же, как у горных.
– Туристские велосипеды или туринги предназначены для велотуризма. Их корпус прочен, конструкция надёжна, они могут перевозить большие грузы. Туристские велосипеды ближе к шоссейным, чем к горным.
– ВMX (от Bike MotoCross) — велосипеды, предназначенные для выполнения трюков или участия в гонках по пересечённой местности. Отличаются малым размером (диаметр колеса — 20 дюймов).
– Триальные велосипеды, на которых практикуется велотриал — экстремальная дисциплина, в которой задачей велосипедиста является прохождение трассы препятствий (брёвен, камней, блоков, ящиков и т. п.) по определённым правилам на время или на минимум штрафных очков. Конструкция их отличается от обычных велосипедов настолько, что это делает простую езду на таком велосипеде затруднительной. Как правило, полностью отсутствует седло (в большинстве современных специализированных триальных рам для седла даже не предусмотрено отверстие) и амортизаторы, каретка обычно находится выше линии соединяющей оси колёс, всего одна низкая передача, широкие покрышки с ярко выраженным шипованным рельефом для увеличения сцепления, педали оборудованы шипами.
– Гоночные велосипеды — разновидность шоссейных велосипедов, предназначенная для велогонок. Они снабжены узкими шинами, большим количеством скоростей, гнутым нисходящим рулём (то есть ручки руля опущены — это создаёт большую нагрузку на спину велосипедиста, но уменьшает сопротивление воздуха).
– Трековые велосипеды используются в гонках по велотреку. Их задача — развить максимальную скорость на ровном треке. От гоночного они отличаются отсутствием многих «лишних» деталей, например, тормозов и переключения скоростей, и самое главное отсутствием свободного хода заднего колеса, то есть фиксированной передачей.
–Тандемы – велосипеды для 2 человек, снабжённые двумя парами педалей. Велосипедисты обычно сидят один позади другого. Управляет передний велосипедист. Есть также велосипеды для 3 и более человек.
– Фэт-байк – разновидность горного велосипеда, оснащенного более толстыми покрышками. Такие модели предназначены для передвижения по рыхлым поверхностям, таким как песок, снег, высокая трава и т.д., передвигаться по которым другие типы велосипедов не способны.
– Циклокросс или велокроссовый велосипед предназначен для занятий велокроссом – гонками по пересеченной местности, открытым и лесным участкам, с препятствиями в виде грязи, бродов, поваленных деревьев, холмов и т.п. Такие модели оснащаются колесами 622 мм, жесткой вилкой и рулем-«бараном». Внешне велосипеды напоминают шоссейные, при этом основными отличительными характеристиками являются: относительно толстая внедорожная резина, изменена геометрия рамы, а также наличие кантилеверных или дисковых тормозов.

Стиль катания
Велосипеды делятся на группы в зависимости от области применения и стиля катания.
Туристические (туринги). Предназначены для размеренной езды и велопоходов умеренной сложности. Маневренность незначительная. Особенности конструкции: рама с усиленным задним треугольником, мощные колеса Ø28 дюймов (стандарт), наличие багажника. Количество скоростей (передач): от 24 и более.
Циклокросс. Предназначены для гонок на кольцевых трассах с препятствиями, которые состоят из травы, песка и грязи. Особенности конструкции: укрепленная рама, педали не забиваются грязью, дисковые или механические тормоза, мощные колеса Ø28 дюймов (стандарт). Количество скоростей (передач): от 30 и более.
Трековые. Предназначены для гонок по велотреку. Особенности конструкции: жесткая рама, отсутствие тормозов, колеса Ø27 дюймов. Количество скоростей (передач): 1.
Горные велосипеды также подразделяются на группы в зависимости от области применения и стиля катания: даунхилл, триал, фрирайд, кросс-кантри, дёрт, стрит и all mountain.
Даунхилл – велосипед предназначен для скоростных спусков с гор или холмов по подготовленным трассам. Особенности конструкции: двухподвесная рама (амортизация на обоих колесах), значительный вес (20 и более кг), устойчивая резина.
Триал – велосипед предназначен для демонстрации трюков. Особенности конструкции: незначительный вес, крепкая надежная рама, наличие гидравлических тормозов, отсутствие переключения передач.
Фрирайд – аналогичен даунхиллу по стилю и способу использования, однако предназначен для езды по бездорожью. Особенности конструкции: двухподвесная рама (амортизация на обоих колесах) с большим ходом заднего амортизатора и вилки, дисковые гидравлические тормоза.
Кросс-кантри – велосипед предназначен для скоростной езды по пересеченной местности. Особенности конструкции: облегченная рама из алюминия, карбона или титановых сплавов, использование амортизации с вилкой Hard Tail.
Дёрт – велосипед предназначен для дёртджампинга – выполнения трюков в воздухе во время прыжков на специальных расположенных каскадом земляных трамплинах.
Стрит – велосипед предназначен для экстремальной езды по городским улицам и выполнения трюков. В качестве препятствий и трамплинов выступают скамейки, бордюры, трубы, лестницы и т.д.
All mountain – велосипеды предназначены для езды по несложной горной местности. Также называются «легким фрирайдом».

Электровелосипед
Электровелосипед (он же велогибрид, пауэрбайк) оснащается, помимо педалей, электромотором и аккумулятором, существенно облегчающими прилагаемые для езды усилия или позволяющими ехать на велосипеде вообще без использования педалей. Запас хода и скорость такого велосипеда зависят от емкости аккумуляторов и мощности электродвигателя.

Пол
В зависимости от конструктивных особенностей рамы и элементов велосипеда, производителями разрабатываются женские моделей, а также универсальные велосипеды, не имеющие отличий согласно различиям в женской и мужской анатомии.
Современные модели спортивных женских велосипедов отличаются более коротким передним треугольником рамы, имеют более узкий руль с тонкими грипсами, а также обеспечивающее лучшую поддержку седло, анатомически соответствует более широкому женскому тазу. Важным отличием рам таких велосипедов является меньший общий вес, а амортизаторы, как правило, мягче и настраиваются на меньший вес велосипедистки.
Стоит учитывать, что конструктивная особенность большинства более ранних модификаций женских рам – скошенная верхняя трубка или одна нижняя утолщенная трубка (открытая рама) не имеют существенной практической важности, а лишь обеспечивают большее удобство посадки при езде на велосипеде в юбке. В некоторых случаях такая конструкция обеспечивает увеличение общего веса велосипеда.

Женский
Практически все модели взрослых велосипедов являются универсальными, т.е. могут использоваться как мужчинами, так и женщинами. Велосипеды для женщин отличаются низкой рамой, позволяющей удобнее садиться и слезать, и более широкой конструкцией седла для большего комфорта.

Складной
Складные велосипеды — велосипеды, которые складываются. В сложенном состоянии он может перевозиться в легковой машине, входит в лифт и его часто можно перевозить в поездах и электричках. Большинство складных велосипедов складываются только вдвое.

Тандем
Тандемы — велосипеды для 2 человек, снабжённые двумя парами педалей. Велосипедисты обычно сидят один позади другого. Управляет передний велосипедист. Есть также велосипеды для 3 и более человек.

Тип привода
Привод велосипеда бывает вальным, ременным или цепным.
Цепной привод работает по принципу передачи механической энергии колесу при помощи цепи. Чаще всего устанавливается на велосипеды. Плюсы: простая замена и установка. Минусы: привод требует частой смазки и чистки.
Ременной привод работает по принципу передачи механической энергии колесу при помощи ремня. Плюсы: минимальный шум, незначительный вес, не требует частого ухода.
Вальный привод работает по принципу передачи механической энергии колесу при помощи вала с конической передачей. Плюсы: длительный срок службы, не нуждается в смазке, простота эксплуатации.
Из-за усложненного механизма переключения скоростей вальный и ременной приводы встречаются реже цепного.

Возраст ребенка
Детские велосипеды имеют различия в конструкции и размерах в зависимости от возраста и роста ребенка. Для удобства езды, а также снижения нагрузки на мышечный корсет ребенка, необходимо выбирать велосипед в соответствии с возрастными рекомендациями производителя.

Модельный год
Модельный год – год выпуска модели. Часто одни и те же модели могут иметь различные параметры в зависимости от того, в каком году они были выпущены. Наиболее старые модели, как правило, имеют более низкую цену по-сравнению с новыми моделями.

Вес
от 2.5 до 84 кг
Вес велосипеда без снаряжения (насоса, электрооборудования и т.п.) Как правило, вес велосипеда колеблется от 5 до 46 килограмм в зависимости от разновидности велосипеда.

Рама и вилка

Материал
Рамы могут делаться из стали, сплавов алюминия, титана, магния, молибдена, а также из углепластика (карбона).
Хорошие стальные рамы делают из хромомолибденовых сплавов. Рамы из хромомолибденовой стали (Cr-Mo steel) лишь немного тяжелее, чем алюминиевые, комфортабельны благодаря своей относительной мягкости и обладают отличными усталостными характеристиками. Если всё же стальная рама страдает от усталости материала, она даёт знать об этом скрипом и снижением жёсткости. Сейчас Cr-Mo в основном используется только в производстве рам для велосипедов ВМХ и туристских велосипедов (en:Touring bicycle).
Рамы из других марок стали (hi-ten, высокоуглеродистые) отличаются низкой прочностью и большим весом и используются только в дешёвых велосипедах.
Алюминиевые рамы легче стальных и жёстче. Благодаря этому они часто используются для гоночных моделей. Однако усталостные характеристики алюминия плохи; кроме того, алюминиевая рама, разрушающаяся от усталости материала, разрушается внезапно.
Титановые рамы также весьма легки, но титан — очень мягкий металл, что часто является недостатком. Титановые рамы не боятся ни холода, ни жары, ни химических веществ, и практически вечны.
Магниевые рамы легки примерно так же, как титановые. Магний очень неустойчив к коррозии, поэтому такие рамы необходимо беречь от царапин. Кроме того, магний, как и алюминий, имеет плохие усталостные характеристики.

Амортизация
Различают четыре типа амортизации велосипедной рамы: Rigid, Hard Tail, Soft Tail и Full Suspension.
Rigid - это полностью жесткий велосипед. Такие рамы применяются в шоссейных, BMX и некоторых MTB велосипедах (см. "Область применения"). Достоинствами являются низкая стоимость, простое обслуживание, хорошее "чувство дороги" и невысокий вес. Минусы: высокая ударная нагрузка на велосипедиста и узлы рамы, повышенная утомляемость при езде.
Hard Tail. Это велосипеды с амортизационной вилкой - наиболее популярная конструкция MTB. Сочетают в себе высокий уровень комфорта и управляемости. Такие велосипеды имеют хороший контакт с дорогой при езде по пересеченной местности. Недостатки: увеличенный вес и необходимость регулярного технического обслуживания вилки.
Full Suspension - велосипеды, оборудованные не только амортизационной вилкой, но и подвеской заднего колеса. Наиболее широко используются в различных MTB-дисциплинах (см. "Область применения", "Тип MTB"). Вес сильно зависит от области использования. Двухподвесные модели для кросс-кантри достаточно легкие, а велосипеды для даунхилла, наоборот, могут весить более 20-ти кг. Главный недостаток "двухподвесов" - низкий КПД педалирования, увеличенный вес и дороговизна. Достоинства - максимально возможное сцепление с дорогой на пересеченной местности и высокий уровень комфорта.

Рама / Рост велосипедиста
Отношение размера рамы к росту велосипедиста. Стоит учитывать, что данный параметр может варьироваться в зависимости от типа велосипеда, а также конструктивных особенностей велосипеда у определенного производителя.

Задний амортизатор

Наименование заднего амортизатора
Производитель и модель заднего амортизатора.

Ход задней подвески
от 0 до 230 мм
Амортизационная способность заднего амортизатора для двухподвесных велосипедов. Характеристика аналогична ходу вилки (см. "Ход вилки").

Регулировка длины хода
Возможность изменять длину хода заднего амортизатора. Функция аналогична регулировке длины хода вилки (см. "Регулировка длины хода вилки").

Регулировка жесткости пружины
Возможность настраивать жесткость пружины заднего амортизатора для двухподвесных велосипедов. Функция аналогична регулировке жесткости пружины вилки (см. "Регулировка жесткости пружины вилки").

Регулировка скорости сжатия
Возможность регулировки скорости сжатия заднего амортизатора окажется кстати тем, кто предпочитается комбинировать езду по пересеченной местности с ездой по асфальту. При езде по пересеченной местности следует "расслабить" задний амортизатор, тогда она будет помогать лучше "проглатывать" неровности, что облегчит управление велосипедом. При катании по асфальту - желательно сделать скорость сжатия поменьше, чтобы вилка не "съедала" энергию при педалировании.

Регулировка скорости обратного хода
Возможность регулировки скорости отскока заднего амортизатора для двухподвесных велосипедов. Аналог регулировки скорости отскока вилки (см. "Регулировка скорости обратного хода вилки").

Блокировка хода
Возможность заблокировать задний амортизатор, которая позволит получить из двухподвесного велосипеда Hard Tail (см. Амортизация).

Размер рамы

Минимальный
от 5 до 47 "
Минимальный размер рамы для данной модели велосипеда.

Максимальный
от 5 до 56 "
Максимальный размер рамы для данной модели велосипеда.

Вилка

Конструкция
Вилки бывают двух типов: жесткие и "мягкие" - амортизационные. Жесткие вилки применяются в BMX и шоссейных велосипедах, а так же в недорогих MTB. Главный минус таких вилок - сильная вибрационная нагрузка на велосипедиста, а как следствие - повышенная утомляемость при езде. Амортизационные вилки бывают следующих видов:
1) Пружинные – самые простые и дешевые вилки. Недостаток – быстро выходят из строя.
2) Пружинно-эластомерные. Внутри вилки находится пружина, принимающая на себя удар, и эластомер, работающий демпфером. Такие вилки крайне просты в обслуживании, недороги, но работают не очень мягко и замерзают на морозе.
3) Воздушные. В таких вилках роль и демпфера и амортизатора играет воздух. Они долговечные, но при агрессивном стиле езды могут быстро выйти из строя из-за разрушения уплотнителей. Распространены они не слишком широко, поэтому часто воздушными называют другой тип вилок - воздушно-масляные.
4) Пружинно-масляные. В таких вилках в качестве упругого элемента используется пружина, демпфером (гасителем колебаний) служит масляный картридж. Имеют высокую стоимость и применяются очень широко - практически для любых дисциплин.
5) Воздушно-масляные. Дальнейшее развитие инженерной мысли привело к замене в пружинно-масляных вилках пружины воздухом. Подобные вилки обычно используются в велосипедных дисциплинах, требовательных к массе велосипеда (кросс-кантри); как правило, отличаются большим количеством настроек. Однако быстро изнашиваются и требуют частого технического обслуживания.

Ход
от 10 до 210 мм
Ход - амортизационная способность вилки, т.е. расстояние, на которое может уменьшиться ее длина при вертикальном сжатии. Для фрирайда (см. "Тип MTB") используют в основном двухподвесные модели, характерный ход подвески составляет 100 - 200 мм, для кросс-кантри используются хардтейлы, ход вилки 80 - 100 мм. Для даунхилла ход подвески начинается от 150 мм, т.к. нужна очень качественная амортизация. Для дёрта ход вилки не должен превышать 100 мм. У триальных велосипедов вилка чаще всего вообще жесткая.

Регулировка длины хода
Возможность регулировать длину хода вилки позволяет, например, при движении в горку или при силовом педалировании уменьшить ход вилки. Чаще всего такая система применятся для вилок с ходом 120-130 мм.

Регулировка скорости сжатия вилки
Возможность изменять скорость сжатия вилки пригодится, если вы катаетесь в разных стилях и разных условиях. При езде по пересеченной местности следует "расслабить" вилку, тогда она будет помогать лучше преодолевать неровности. При катании по асфальту - желательно сделать скорость сжатия поменьше, чтобы вилка не "съедала" энергию при педалировании.

Регулировка жесткости пружины
Возможность изменить жесткость пружины вилки пригодиться, если вы много катаетесь в различных условиях. Например, для длительной езды по асфальту лучше иметь жесткую вилку, а для экстремального катания - более мягкую. Жесткость пружины регулируется внешним переключателем.

Блокировка хода
Возможность заблокировать ход вилки пригодиться при движении в горку или при силовом педалировании.

Регулировка скорости обратного хода
Возможность изменять скорость «отскока» вилки окажется кстати, если вы катаетесь в разных стилях и разных условиях. При езде по пересеченной местности следует "расслабить" вилку, тогда она будет лучше реагировать на неровности, при катании по асфальту - наоборот.

Наименование мягкой вилки
Производитель и модель мягкой вилки.
Вилки бывают двух типов: жесткие и "мягкие" - амортизационные. Последние в настоящее время являются наиболее распространенными.
Вместе с тем, некоторые предпочитают жесткие вилки, несмотря на громадный выбор амортизационных. Амортизационная вилка особо и не нужна, если:
1. дорога гладкая, рельеф ровный, а на дорожках в парке и лесу корней, камней и колдобин не наблюдается; стиль катания спокойный;
2. в городе и пригороде есть желание двигаться быстро, но по велодорожкам или проезжей части, без прыжков через бордюры;
3. заниматься цивилизованным туризмом по дорогам с твердым покрытием или использовать велосипед для поездок на рынок за мешком картошки или ящиком пива;
4. велосипед покупается для ребенка;
5. байк собирается или покупается для триала; триалисты преодолевают препятствия, прыгая, в основном, на заднем колесе. Для них амортизационная вилка - лишний вес и лишняя головная боль.
Преимущества мягкой вилки: 1) Контакт с поверхностью, контроль и управляемость. 2) Благодаря тому, что переднее колесо отслеживает все неровности дороги, возрастает проходимость велосипеда. 3) Вилка позволяет не только проходить неровности на высокой скорости, но и дает возможность тратить при этом меньше энергии. 4) Передняя подвеска позволяет заметно снизить ударные нагрузки на раму и на такие ответственные узлы, как рулевая колонка, руль, вынос, подседельный штырь, повышая тем самым их "живучесть" и срок службы.
Недостатки мягкой вилки: 1) Амортизационная вилка имеет больший вес, чем жесткая. 2) На гладком шоссе и при подъеме в гору приходится затрачивать дополнительные усилия. 3) Амортизационная вилка состоит из множества деталей. Детали постепенно изнашиваются, имеют свой срок службы и могут даже сломаться. 4) Цена выше, чем у жесткой.

Уровень мягкой вилки
Уровень мягкой вилки зависит от типа велосипеда и качества его исполнения. Положительные факторы, которые дает амортизационная вилка, реализуются в полной мере в изделиях среднего и высокого уровня. При этом "бюджетные" велосипеды известных марок неизбежно укомплектовываются примитивными "амортизаторами", не выполняющими большинства своих функций.

Двухкоронная вилка
Наличие двухкоронной вилки позволяет увеличить нагрузку за счет того, что ноги вилки крепятся в двух местах (коронах) к трубе, которая держит вилку в рулевой. Такие вилки в основном применяются в моделях для даунхилла и фрирайда.

Колеса

Диаметр
от 8 до 29''
Диаметр колес велосипеда измеряется в дюймах и зависит в первую очередь от области применения велосипеда. На горных велосипедах диаметр обычно составляет 26 дюймов, у шоссейно-гоночных - 27, у туристических, дорожных и гибридных - 28. Велосипеды для BMX имеют самые маленькие колеса.

Количество
Все велосипеды можно разделить на две большие группы: двух- и трехколесные.
Три колеса - одно впереди и два сзади - имеют детские велосипеды для самых маленьких, т.к. треугольник в основании дает устойчивую конструкцию и ребенку не требуется поддерживать равновесие.
Все остальные велосипеды - двухколесные, колеса располагаются одно за другим, для их использования вам потребуется навык поддержания равновесия во время движения. Для более легкого обучения, некоторые велосипеды имеют в комплекте (или позволяют закрепить приобретенные отдельно) боковые колеса. См. "Боковые колеса в комплекте" и "Возможность крепления боковых колес".

Материал обода
Обода колес могут быть изготовлены из алюминия, стали или карбона.
Подавляющее большинство колес имеют обода из алюминия. По сравнению со стальными, они имеют меньший вес и большую прочность. Эффективность торможения ободными тормозами для алюминиевых колес выше, чем для стальных. На скоростных велосипедах иногда устанавливают карбоновые (из углепластика) обода - очень легкие, но и крайне дорогие.

Материал бортировочного шнура
Бортировочный шнур покрышки может быть металлическим или кевларовым. В последнем случае покрышка более легкая и гибкая. Ее можно свернуть в рулон и взять с собой, например, в поход.

Двойной обод
Классический обод имеет в разрезе профиль, напоминающий латинскую букву U. Модели с такими ободами просты в изготовлении и дешевы. Двойной обод, при нередко меньшей массе, имеет большую прочность. Такие колеса применяются в первую очередь в велосипедах для кросс-кантри и даунхилла.

Возможность крепления боковых колес
Возможность присоединить два дополнительных боковых колеса к задней оси велосипеда. Чаще всего такая возможность бывает у двухколесных детских и реже у подростковых велосипедов. Боковые колеса помогают избежать сильных падений, если ребенок (или подросток) чувствует себя неуверенно.

Боковые колеса в комплекте
Наличие в комплекте поставки двух задних дополнительных колес. Подробнее см. "Возможность крепления боковых колес".

Литые диски
Некоторые модели велосипедов оснащаются цельнолитыми дисками без привычных тонких спиц. Такая конструкция колесного диска позволяет повысить аэродинамику велосипеда, его управляемость, а также обеспечить лучший набор скорости, что важно для профессионального спорта и не всегда заметно при любительском использовании. При этом литые диски отличаются большей стоимостью и более низкой ударопрочностью в сравнении со спицованными колесами, и, как правило, имеют больший вес.

Торможение

Передний тормоз

Наименование
Производитель и модель переднего тормоза.
Наиболее распространенными являются бренды Shimano, Avid, Hayes, Magura, Tektro, SRAM.

Уровень
Класс переднего тормоза, в зависимости от назначения велосипеда (подробнее см. "Уровень заднего тормоза").

Тип
Передний тормоз велосипеда может быть ободным, дисковым или роллерным. Иногда встречаются модели, в которых передний тормоз отсутствует.
Ободное торможение происходит за счет трения колодки об обод колеса. Общий недостаток всех ободных тормозных систем - чувствительность к "восьмеркам" обода. Ободные тормоза представлены большим количеством типов и моделей различного уровня - от самых простых (клешевые, кантиливерыные) до гидравлических или V-brake тормозов с параллельным ходом, которые обеспечивают очень мощное торможение. Подробнее про типы ободных тормозов см. "Тип переднего ободного тормоза".
Дисковые тормоза - второй большой тип велосипедных тормозных систем. Принципиальное различие с ободными тормозами состоит в том, что торможение происходит за счет трения колодок о тормозной диск (а не об обод), который крепится к втулке колеса. Такие тормоза не боятся дождя, нечувствительны к "восьмеркам" обода, обычно обладают более мощными торможением и лучшей модуляцией (контроль силы торможения). Основным недостатком дискового тормоза является то, что при падении или срыве колеса с бордюра есть вероятность погнуть ротор (тормозной диск), вследствие чего использовать тормоза до замены диска будет невозможно. Также дисковые тормоза обладают относительно большим весом. Подробнее про типы дисковых тормозов см. "Тип переднего дискового тормоза".
Третий тип - роллерные тормоза - аналогия автомобильных барабанных тормозов. Тормозной механизм находится внутри втулки и не подвержен погодным влияниям. Они обладают высокой мощностью торможения, но неприменимы для жесткой езды. Имеют небольшой обратный ход и абсолютно не пригодны для ремонта в полевых условиях. Главный их недостаток - высокий вес.
Также существуют модели, в которых передний тормоз отсутствует. В основном это детские или дорожные взрослые велосипеды, для которых мощное торможение просто не нужно.

Тип переднего ободного тормоза
Ободные тормоза бывают следующих типов: клещевые, кантиливеры, V-Brake или гидравлические.
Функционирование клещевых тормозов соответствует названию: дугообразные рычаги с колодками зажимают обод подобно клещам, рычаги имеют общую ось (обычно на нижней части верхней трубы вилки). Эффективность торможения и модуляция (соотношение тормозного усилия и усилия, прикладываемого к тормозной ручке) невелики. В настоящее время они устанавливаются в основном на шоссейно-гоночных велосипедах. Кантиливеры - отличаются от клещевых тормозов конструкцией: это два изогнутых в разные стороны рычага, своими нижними концами они одеваются на оси, имеющиеся на большинстве рам и вилок. Тормозной трос через тяги приводит в действие тормозные рычаги, на которых закреплены колодки. Модуляция и эффективность торможении не намного лучше, чем у клещевых тормозов, однако они лучше функционируют при езде по грязи. Некоторое время назад кантиливеры широко использовались для MTB, однако постепенно были вытеснены другими типами тормозов.
V-Brake - наиболее широко распространенная система ободных тормозов. Как и в случае кантиливеров рычаги крепятся к осям на вилке или раме, однако привод осуществляется не от центральной тяги. Конец троса фиксируется непосредственно та тормозном рычаге и проходит через второй рычаг, в который упирается оплетка троса. Такие тормоза помимо простого привода обладают удобной системой крепления колодок. Этот тип тормозной системы надежный и мощный, широко распространен, несмотря на растущую популярность дисковых тормозов.
Ободные гидравлические тормоза дороже V-Brake, однако, они неприхотливы и мощны, обладают хорошей модуляцией. Основным недостатком гидравлических тормозов является низкая ремонтопригодность. Если вы случайно порвете гидролинию (шланг, соединяющий ручку и машинку), то придется либо везти тормоза в мастерскую, либо покупать относительно дорогой ремкомплект и чинить самому.

Тип переднего дискового тормоза
Дисковые тормоза - второй (после ободных) большой тип велосипедных тормозных систем. Принципиальное различие с ободными тормозами состоит в том, что торможение происходит за счет трения колодки о тормозной диск (а не об обод), который крепится к втулке колеса. Дисковые тормоза так же делятся на несколько типов: механические, механико-гидравлические и гидравлические.
Гидравлические дисковые тормоза считаются самими эффективными и являются всепогодным вариантом. Надежность, мощность, модуляция и невосприимчивость к погодным условиям и "восьмеркам обода" находятся на очень высоком уровне. Недостатки - сложность ремонта, особенно в полевых условиях и высокая стоимость.
Основным недостатком гидравлических тормозов является низкая ремонтопригодность. Если вы случайно порвете гидролинию (шланг, соединяющий ручку и машинку), то придется либо везти тормоза в мастерскую, либо покупать относительно дорогой ремкомплект и чинить самому.
Механические дисковые тормоза отличаются от гидравлических приводом - вместо тормозной жидкости используется тросик. Модуляция и эффективность торможения становятся хуже, но ремонтировать их легче. Стоит отметить, что есть некоторые модели дисковых механических тормозов, которые по мощности торможения вплотную приближаются к гидравлическим тормозам высокого класса.
Механико-гидравлические дисковые тормоза от двух предыдущих типов отличаются приводом: от тормозной ручки до суппорта идет тросик, а далее - гидроцилиндр для повышения усилия, прикладываемого к колодкам.

Задний тормоз

Наименование
Производитель и модель заднего тормоза.
На велосипедном рынке предлагается большой выбор типов и моделей различных производителей. Наиболее распространенными являются бренды Shimano, Avid, Hayes, Magura, Tektro, SRAM.

Уровень
Все велосипедные тормоза можно разделить на несколько классов: начальный, прогулочный, любительский и профессиональный.
Начальный уровень представляют механические тормоза различных производителей, предназначенные для спокойной езды. Этот класс представляют тормоза к примеру, Shimano серии Acera, Altus, Tourney и аналогичные им тормоза других производителей.
Тормоза прогулочного уровня будут кстати, если вы любите активное катание. Эти тормоза не требуют частой настройки и обладают довольно неплохой силой торможения.
Любительский уровень представляют тормоза предназначенные для велосипедистов, которые серьезно занимаются велосипедным спортом. Такие тормоза обладают отличным соотношением цена/качество и позволят чувствовать уверенность при катании.
Тормоза профессионального уровня подойдут самым требовательным спортсменам. Эти тормоза обладают очень мощным торможением и надежностью. Некоторые модели могут быть изготовлены из легких материалов, так как в некоторых дисциплинах вес велосипеда имеет огромное значение.

Тип
Задний тормоз велосипеда может быть ободным, дисковым, роллерным или ножным.
В ободных торможение происходит за счет трения колодки об обод колеса. Общий недостаток всех ободных тормозных систем - чувствительность к "восьмеркам" обода. Ободные тормоза представлены большим количеством типов и моделей различного уровня - от самых простых (клешевые, кантиливерыные) до гидравлических или V-brake тормозов с параллельным ходом, которые обеспечивают очень мощное торможение.
Дисковые тормоза - второй большой тип велосипедных тормозных систем. Принципиальное различие с ободными тормозами состоит в том, что торможение происходит за счет трения колодок о тормозной диск (а не об обод), который крепится к втулке колеса. Такие тормоза не боятся дождя, нечувствительны к "восьмеркам" обода, обычно обладают более мощными торможением и лучшей модуляцией (контроль силы торможения). Основным недостатком дискового тормоза является то, что при падении или срыве колеса с бордюра есть вероятность погнуть ротор (тормозной диск), вследствие чего использовать тормоза до замены диска будет невозможно. Также дисковые тормоза обладают относительно большим весом. Подробнее про типы дисковых тормозов см. "Тип переднего дискового тормоза".
Третий тип - роллерные тормоза - аналогия автомобильных барабанных тормозов. Тормозной механизм находится внутри втулки и не подвержен погодным влияниям. Они обладают высокой мощностью торможения, но неприменимы для жесткой езды. Имеют небольшой обратный ход и абсолютно не пригодны для ремонта в полевых условиях. Главный их недостаток - высокий вес.
Ножной - наиболее простой вид тормоза. Такие тормоза не требуют обслуживания и очень износостойкие, поскольку работают в смазке (как это ни странно). Торможение производится поворотом педалей назад.

Тип заднего ободного тормоз
Ободные тормоза бывают следующих типов: клещевые, кантиливеры, V-Brake или гидравлические.
Первый - клещевые тормоза. Их функционирование соответствует названию: дугообразные рычаги с колодками зажимают обод подобно клещам, рычаги имеют общую ось (обычно на нижней части верхней трубы вилки). Эффективность торможения и модуляция (соотношение тормозного усилия и усилия, прикладываемого к тормозной ручке) невелики. В настоящее время они устанавливаются в основном на шоссейно-гоночных велосипедах. Кантиливеры - отличаются от клещевых тормозов конструкцией: это два изогнутых в разные стороны рычага, своими нижними концами они одеваются на оси, имеющиеся на большинстве рам и вилок. Тормозной трос через тяги приводит в действие тормозные рычаги, на которых закреплены колодки. Модуляция и эффективность торможении не намного лучше, чем у клещевых тормозов, однако они лучше функционируют при езде по грязи. Некоторое время назад кантиливеры широко использовались для MTB, однако постепенно были вытеснены другими типами тормозов.
V-Brake - наиболее широко распространенная система ободных тормозов. Как и в случае кантиливеров рычаги крепятся к осям на вилке или раме, однако привод осуществляется не от центральной тяги. Конец троса фиксируется непосредственно та тормозном рычаге и проходит через второй рычаг, в который упирается оплетка троса. Такие тормоза помимо простого привода обладают удобной системой крепления колодок. Этот тип тормозной системы надежный и мощный, широко распространен, несмотря на растущую популярность дисковых тормозов.
Ободные гидравлические тормоза дороже V-Brake, однако, они неприхотливы и мощны, обладают хорошей модуляцией. Недостатки у них те же, что и у обычных ободных тормозов. Основным недостатком гидравлических тормозов является низкая ремонтопригодность. Если вы случайно порвете гидролинию (шланг, соединяющий ручку и машинку), то придется либо везти тормоза в мастерскую, либо покупать относительно дорогой ремкомплект и чинить самому.

Тип заднего дискового тормоза
Дисковые тормоза - второй (после ободных) большой тип велосипедных тормозных систем. Принципиальное различие с ободными тормозами состоит в том, что торможение происходит за счет трения колодки о тормозной диск (а не об обод), который крепится к втулке колеса. Дисковые тормоза так же делятся на несколько типов: механические, механико-гидравлические и гидравлические.
Гидравлические дисковые тормоза - самый эффективный и всепогодный вариант. Надежность, мощность, модуляция и невосприимчивость к погодным условиям и "восьмеркам обода" находятся на очень высоком уровне. Недостатки - сложность ремонта, особенно в полевых условиях и высокая стоимость. Функционируют они следующим образом: имеется маленький гидроцилиндр в тормозной ручке и большой (или большие) - в тормозном суппорте, закрепленном на вилке (передний тормоз) или раме (задний тормоз). Воздействие от тормозной ручки передается маленькому поршню, затем тормозной жидкости, а потом - на поршни и колодки тормозного суппорта.
Основным недостатком гидравлических тормозов является низкая ремонтопригодность. Если вы случайно порвете гидролинию (шланг, соединяющий ручку и машинку), то придется либо везти тормоза в мастерскую, либо покупать относительно дорогой ремкомплект и чинить самому.
Механические дисковые тормоза отличаются от гидравлических приводом - вместо тормозной жидкости используется тросик. Модуляция и эффективность торможения становятся хуже, но ремонтировать их легче. Стоит отметить, что есть некоторые модели дисковых механических тормозов, которые по мощности торможения вплотную приближаются к гидравлическим тормозам высокого класса.
Механико-гидравлические дисковые тормоза от двух предыдущих типов отличаются приводом: от тормозной ручки до суппорта идет тросик, а далее - гидроцилиндр для повышения усилия, прикладываемого к колодкам.

Возможность крепления дискового тормоза

Рама
Если вы рассматриваете возможность апгрейда велосипеда, лучше выбирать рамы с возможностью крепления дисковых тормозов.

Вилка
Наличие необходимых для установки дискового тормоза отверстий на велосипедной вилке.

Втулки
Наличие необходимых для крепления дисковых тормозов отверстий на колесных втулках.

Трансмиссия

Количество скоростей
от 1 до 33
Количество возможных передач. Это значение напрямую зависит от количества передних и задних звезд (см. "Количество звезд в кассете", "Количество звезд системы") и определяется как их произведение. Например, если велосипед имеет три звезды в системе и семь в кассете, то число скоростей - 21. Количество скоростей сильно варьируется в зависимости от области применения велосипеда (см. "Область применения").

Уровень кассеты
Класс кассеты может быть профессиональным, любительским, прогулочным, начальным. Подробнее см. "Уровень заднего переключателя".

Наименование кассеты
В настоящее время на велосипеды чаще всего устанавливают навесное оборудование фирм: Shimano, Campagnolo и SRAM. Оборудование делится на классы: профессиональный, любительский, прогулочный и начальный. Подробнее см. "Уровень переднего переключателя".

Уровень заднего переключателя
На данный момент производители наиболее широко используют навесное оборудование трех фирм: Shimano, Campagnolo и SRAM. Уровень компонентов для одной и той же модели может отличаться, например, может быть установлен задний переключатель любительского класса, а передний - начального.
Рассмотрим группы оборудования для MTB более детально.
Профессиональный уровень - это Shimano XTR и SRAM X.0. Используется спортсменами-профессионалами, имеет крайне высокую стоимость и высокий уровень надежности. Без дополнительной настройки может "ходить" более пяти тысяч км.
Следующий класс - любительский. Сюда входят Shimano Deore XT, Saint, Deore LX, Hone и SRAM X.9, X.7, Rocket, Attack. Это оборудование для спортсменов-любителей. Shimano Saint - для экстремальных видов спорта. Не требует настройки 4 - 5 тысяч км.
Для тех, кто планирует использовать велосипед для прогулок, несложного туризма и ОФП существует класс прогулочного оборудования: Shimano Deore, Alivio, AceraX, C-2xx и SRAM SX 5, SX 4, MRX, TRX, 3.0, Centera. Эту группу характеризует невысокая износостойкость и средний уровень цен. Подстройка требуется раз в 300 - 3000 км (для Deore реже, для AceraX - чаще).
Оборудование начального уровня и витринного применения: Shimano Altus, C-1xx,Tourney, TY-xx, C-0xx. Требует подстройки каждые 150 - 500 км. Низкая стоимость и не слишком высокое качество компонентов.
Для шоссейных велосипедов так же выделяют несколько классов навесного оборудования.
Профессиональный - Shimano Dura-Ace, Ultegra и Campagnolo Record, Chorus, Daytona. Shimano Dura-Ace и Campagnolo Record используются на соревнованиях мирового уровня, стоимость их крайне высока.
Любительский - Shimano 105, 105SC, Tiagra и Campagnolo Veloce, Mirage. Используется гонщиками-любителями.
Прогулочный - Shimano Sora, Campagno.

Наименование заднего переключателя
Название (производитель и модель) заднего переключателя скоростей. В настоящее время на велосипеды чаще всего устанавливают навесное оборудование фирм: Shimano, Campagnolo и SRAM. Оборудование делится на классы: профессиональный, любительский, прогулочный и начальный.

Уровень переднего переключателя
Класс переднего дерайлера (переключателя). Подробнее см. "Уровень заднего переключателя".

Наименование переднего переключателя
Название (производитель и модель) переднего переключателя скоростей. Производители велосипедов наиболее широко используют для установки на своих моделях навесное оборудование трех фирм: Shimano, Campagnolo и SRAM. В зависимости от назначения, а соответственно, надежности и стоимости, навесное оборудование, делится на классы: профессиональный, любительский, прогулочный, начальный. Подробнее см. "Уровень переднего переключателя".

Уровень манеток
Класс манеток - переключателей скоростей бывает профессиональным, любительским, прогулочным, начальным. Подробнее см. "Уровень заднего переключателя".

Наименование манеток
Модель и производитель манеток, установленных на велосипеде. Наибольшую популярность имеет навесное оборудование фирм Shimano, Campagnolo и SRAM. Подробнее см. "Уровень переднего переключателя", "Конструкция манеток".

Конструкция манеток
Конструкция манеток (шифтеров) - устройств управления переключением передач.
Самый простой и несколько устаревший вариант – это однорычажные манетки. Их устанавливают на дешевые MTB и некоторые шоссейные велосипеды. Пользоваться такими шифтерами не слишком удобно, т.к. для переключения из крайних положений приходится снимать руку с руля, что может привести к потере управлением.
Триггерные двурычажные переключатели решают данную проблему следующим образом: переключение "верх" происходит путем нажатия одного рычажка одним пальцем, "вниз" - нажатием второго рычажка другим пальцем. Таким образом, рука все время находится на руле, что позволяет не потерять контроль над велосипедом. Этот тип переключателей распространен на данный момент наиболее широко.
Триггерные однорычажные манетки относятся к высшему классу велооборудования и имеют соответствующую стоимость. Переключение в одну сторону происходит путем горизонтального перемещения рычажка, в другую - путем вертикального перемещения. Некоторые модели Shimano совмещают в себе тормозную ручку и шифтер - нажатие на ручку приводит к торможению, а движение ручки в перпендикулярной плоскости - к переключению передач.
Вращающиеся ручки (наподобие мотоциклетных) выпускаются и Shimano, и SRAM. Позволяют постоянно держать руку на руле, однако при езде в грязь или дождь возможны проблемы с переключением из-за того, что мокрая перчатка проскальзывает по ручке.
Dual Drive - это аналогия вращающейся ручки, но позволяющая одновременно управлять и передним и задним переключателями. Ручка снабжена дополнительным рычагом, который отвечает за передний перключатель, а поворотная ручка - за задний.
Совсем недавно появилась система Dual Control, которая позволяет переключать скорости как специальным рычагом, так и путем смещения вверх или вниз тормозной ручки. Удобство такого варианта заключается в том, что скорости можно переключать не снимая палец с тормозной ручки.

Уровень каретки
Класс каретки (профессиональный / любительский / прогулочный / начальный). Подробнее см. "Уровень заднего переключателя".

Наименование каретки
Название модели и производителя каретки, установленной на велосипеде. Наибольшую популярность имеет навесное оборудование фирм Shimano, Campagnolo и SRAM. Подробнее см. "Уровень переднего переключателя".

Конструкция каретки
Прямое назначение каретки передавать вращательное движение одной педали другой. Основной деталью является вал, который вращается на подшипниках. К концам вала крепятся шатуны с педалями. Интегрированная - шатуны (собственно система) и каретка представляют собой как бы одно целое, при этом подшипники вынесены за кареточный узел. В неинтегрированных системах есть отдельно каретка (в основном картридж), вал которой имеет либо квадратное сечение, либо окталинк, и шатуны.

Тип посадочной части вала каретки
Форма посадочной части вала каретки, на которые крепятся шатуны педалей. На сегодняшний день существуют три стандарта: квадрат, окталинк (Octalink) и ISIS.
Квадрат - наиболее простой и дешевый вариант, при этом не утративший актуальности и надежный. Квадраты от различных производителей могут различаться. Недостаток - разбалтывание при частой сборке/разборке узла.
Octalink - стандарт фирмы Shimano. Если сравнивать Octalink и квадрат, то первый дает более жесткую фиксацию, а сам вал каретки имеет меньший вес. На окталинке есть шлицы, однако посадка шатуна осуществляется на конус, а вся конструкция фиксируется специальным болтом.
ISIS (International Standart Integrated Systems) - шатун с посадочными местами устанавливается на шлицы в натяг, благодаря чему достигается очень высокая прочность соединения вала каретки и шатуна. По весу ISIS практически не отличается от Octalink, цена ISIS достаточно высока.

Количество звезд в кассете
от 1 до 12
Кассета - набор задних звезд велосипеда. Количество звезд в кассете может быть различным в зависимости от области применения велосипеда (см. "Область применения"). Например, велосипеды BMX имеют лишь одну скорость. Для MTB обычно характерен широкий выбор скоростей, т.к. в зависимости от условий часто приходится менять и подбирать необходимую передачу. Чем больше звезд в кассете, тем проще это сделать. Низкие передачи используются, например, при подъеме в гору, а высокие - при езде по горизонтальной дороге. Современные горные велосипеды обычно имеют 7-9 звезд в кассете.

Количество звезд системы
от 1 до 6
Количество звезд в системе велосипеда. Система переводит движение педалей (вращательное) в движение цепи (поступательное).
Подавляющее большинство MTB и гибридных велосипедов имеют три звезды. На шоссейных и туристических велосипедах чаще используют систему с двумя звездами. Даунхильные, триальные и BMX велосипеды обычно имеют одну звезду. Чем большее количество звезд имеет система, тем более широкий набор передач имеет велосипед (при равном числе звезд кассеты).

Успокоитель
Наличие защитных роликов, предотвращающих спадание цепи с передней звездочки.
На переднюю звезду ставятся два ролика или один ролик снизу, а сверху пластиковая направляющая цепи. Успокоитель плотно прижимает цепь к звезде и не дает ей соскочить даже при сильной тряске.

Число зубьев на первой звезде
от 1 до 68
В зависимости от количества звезд (см. "Количество звезд системы") число зубьев на первой звезде системы может варьироваться. Так, у трехзвездных систем обычно следующее распределение зубьев по звездам: 44-34-22. Т.е. на первой звезде 44 зубца (есть так же варианты с 42 и 46 зубьями), на второй 34, а на третьей - 22. Если в системе две звезды, то типичное количество зубьев для них - 52 и 42. Чем больше зубьев на звезде, тем проще и быстрее ехать по прямой, т.е. предпочтительнее вариант 46-34-22 по сравнению с 42-34-22.

Число зубьев на второй звезде
от 11 до 46
Количество зубьев на второй звезде системы (см. "Число зубьев на первой звезде системы").

Число зубьев на третьей звезде
от 11 до 48
Количество зубьев на третьей звезде системы (см. "Число зубьев на первой звезде системы").

Конструкция педалей
Все велосипедные педали можно разделить на три большие группы - контактные, тулклипсы и классические (бесконтактные).
Рассмотрим каждый из вариантов.
Тулклипсы - металлические скобы или кожаные (либо из синтетического материала) ремешки, фиксирующие ногу на педали. Благодаря этому мускульное усилие прикладывается не только при движении педали вниз, но и когда она движется вверх. Недостатком является то, что при падении не всегда можно быстро освободить ногу. Могут быть установлены на любые педали и имеют чаще всего невысокую стоимость.
Контакты - наличие контактных площадок на педалях, в которые могут соединяться (встегиваться) специальные контактные ботинки. Преимущество то же, что и у тулклипсов - лучше распределяется нагрузка на ноги, проще преодолевать препятствия - например, высокие бордюры. Из недостатков нужно отметить высокую стоимость - как самих педалей, так и контактной обуви. Кроме того, при использовании в грязи или при обледенении могут быть проблемы с "встегиванием". Обычно легкость "встегивания" можно регулировать, так что при падении при малом усилии "выстегивания" вы успеете освободить ногу.
Классические педали никак не фиксируют ногу и имеют невысокую стоимость. Чаще всего изготавливаются из пластика. Подходят для повседневных неспешных поездок.
Платформы - это аналог классических, только в этом случае площадь педали несколько больше и для удержания ноги используются шипы. Если вы покупаете велосипед для акробатических трюков, то очень желательно выбрать педали именно такого типа.

Планетарная втулка
Отличие планетарной втулки от обычной в том, что система переключения передач находится непосредственно внутри втулки. У такой конструкции есть как достоинства так и недостатки по сравнению с классическими втулками.
Такие вилки являются необслуживаемыми и имеют очень высокий ресурс благодаря закрытому типу конструкции. Переключения скоростей (которых может быть до 9) можно производить даже стоя. Более того, можно переключаться не только на соседние передачи, но сразу на несколько передач.
Но есть и недостатки, которые не позволяют применять такие втулки настолько же широко как и традиционные. Основных отрицательных моментов можно назвать два - высокая цена и очень большой вес. К примеру, 7-ми скоростная втулка со встроенным тормозным механизмом может весить около 1.7 кг. Для сравнения задние втулки под кассету будут весить около 0.4 - 0.5 кг.

Руль

Конструкция
Шоссейные (см. "Тип дорожного велосипеда") велосипеды чаще всего имеют руль характерной загнутой формы, называемой "бараньи рога". Горные и дорожные велосипеды обычно имеют прямой руль или руль с подъемом. Чтобы определить, какой руль необходим именно вам, рекомендуется опробовать несколько вариантов на практике.

Рулевая колонка
В зависимости от метода фиксации подшипников рулевые колонки делят на два типа: резьбовые (headset) и безрезьбовые (aheadset).
резьбовые колонки используются в недорогих MTB, детских и дорожных велосипедах отечественного производства: узлы верхнего и нижнего подшипников сжимаются конусом, который навинчивается на рулевую трубу вилки, затем в эту трубу вставляется вынос. Нижняя часть выноса имеет скос. По скосу при затягивании винта скользит специальный клин. Из-за разнонаправленного движения этих элементов вынос фиксируется в рулевой трубе.
В случае безрезьбовой колонки, подшипники фиксируются выносом, который насаживается на рулевую трубу вилки. Фиксация осуществляется болтами на выносе. Безрезьбовые колонки прочнее резьбовых.

Размер рулевой колонки
Чаще всего безрезьбовые колонки имеют диаметр 1 1/8', резьбовые - 1' или 1 1/8'. Изредка встречаются безрезьбовые колонки King Size - их диаметр составляет 1 1/4' - они используются в амортизационных вилках с телескопическим механизмом, который располагается внутри головной трубы рамы. Длинноходные амортизационные вилки с одной коронкой имеют рулевую колонку размером 1 1/2'.

Конструкция рулевой колонки
По конструкции рулевые колонки делятся на неинтегрированные, полуинтегрированные и интегрированные. Различие между данными типами заключается лишь в способе крепления подшипниковых узлов.
Неинтегрированная конструкция является наиболее распространенной, поскольку обладает высоким уровнем надежности. Конструкция представляет из себя две чашки, которые впрессовываются в рулевую трубу. В чашки вставляются подшипники, которые прижимаются специальными кольцами. Затяжка всей конструкции происходит с помощью якоря (вбивается в шток вилки) и крышки (одевается на верх выноса), которые затягивают всю конструкцию (сверху выносом, а снизу вилкой). Вся конструкция окончательно фиксируется креплениями на выносе. Недостаток этой конструкции заключается в том, что отсутствует возможность регулировки высоты руля. Точнее говоря, высота регулируется с помощью проставочных колец между прижимным кольцом рулевой и выносом. Если же вы хотите закрепить руль очень низко, то скорее всего придется укорачивать шток вилки.
Полуинтегрированная конструкция представляет собой аналог интегрированной за тем исключением, что чашки и подшипник вставляются прямо в раму, что позволяет снизить высоту крепления руля.
Особенностью интегрированной рулевой колонки является то, что в ней роль чашек выполняет сама рулевая труба. В ней делаются специальные канавки для качения подшипников. Минусом является то, что порой бывает трудно найти подходящие подшипники для замены заводских.

Регулируемый вынос
Возможность изменять геометрию выноса руля, которая позволяет идеально подобрать подходящую посадку велосипедиста. Недостатком является недостаточная прочность такой конструкции для использования в экстремальных условиях.

Регулируемый подъем
Возможность регулировки подъема руля.

Седло

Материал рамы седла
В настоящее время для изготовления рамки седла наиболее широко используются четыре материала: сталь, углепластик, хромомолибденовые, ванадиевые и титановые сплавы.
Стальные - тяжелые и наиболее дешевые. Однако если ваш вес выше 90 кг или вы предпочитаете спортивный стиль катания, лучше выбрать что-то более прочное.
Основное преимущество углепластика - крайне низкий вес. Такие решеиня встречаются крайне редко - только в тех случая, когда вес велосипеда играет решающую роль.
Титановые рамки лучше всего подойдут для кросс-кантри (см. "Тип MTB") - они легкие и прочные, однако имеют высокую стоимость.
Оптимальное соотношение веса, прочности и стоимости достигается для хроммолибденовых рамок.
Ванадиевый сплав обладает высокой стойкостью к износу. Хорошо подойдет для использования в тяжелых условиях. На данный момент такой вариант исполнения рамы сиденья весьма мало распространен.

Материал седла
Материал верха седла велосипеда.
Седла из кожи являются наиболее комфортными и гигиеничными при условии правильной выделки материала. Плюсы: долговечный материал, повторяет анатомические формы велосипедиста, повышенная износостойкость при условии обшивке краев кевларом. Минусы: не рекомендуется для велосипедистов, чей вес превышает 85 кг.
Седла из искусственной кожи отличаются от кожаных меньшей долговечностью и износостойкостью.
Седла из пластика долговечны, не восприимчивы к погодным условиям и влаге. Могут оснащаться гелевыми прокладками для большего удобства.

Гелевые вставки
Гелевые вставки встречаются в седлах, изготовленных из искусственных материалов (см. "Материал седла"), обеспечивая более комфортную посадку.

Сквозные прорези
Конструкция седла выполнена таким образом, что посередине находится одна или несколько прорезей, позволяющие сделать езду на велосипеде более комфортной.

Амортизационный подседельный штырь
Наличие амортизационного штыря, на котором крепится седло, позволяет уменьшать вибрацию и удары при езде по неровной дороге.

Седло с пружинами
Многие производители устанавливают подпружиненные седла на туристические велосипеды, однако следует учесть, что комфортность такого седла лучше проверять на практике.

Двигатель и аккумулятор

Мощность двигателя
от 120 до 3000 Вт
Чем больше мощность двигателя, тем быстрее электрический велосипед будет набирать скорость. Параметр зависит от типа конструкции велосипеда.

Тип аккумулятора
Современные электрические велосипеды работают на аккумуляторах таких типов: LFP, LiPo, SLA, LiMn, Ni-Mh и Li-ion.
Литий-ионная батарея (Li-ion). Плюсы: высокая емкость, широко распространенный тип. При наличии контроллера заряда аккумулятор будет защищен от перегрева.
Никель-металл-гидридная батарея (Ni-Mh). Плюсы: экологически-безопасный тип. Минусы: не рекомендуется полная разрядка.
Литий-марганцевая батарея (LiMn). Плюсы: компактность, малый вес, надежность. Минусы: не рекомендуется полная разрядка.
Свинцово-кислотная батарея (SLA). Плюсы: широко распространенный тип. Минусы: может храниться только в заряженном виде.
Литий-полимерная батарея (LiPo) – это улучшенная версия литий-ионной батареи. Плюсы: большая плотность энергии.
Литий-железо-фосфатная батарея (LFP). Плюсы: малый вес, медленно разряжается.

Максимальная скорость
от 10.5 до 250 км/ч
Максимальное значение скорости, которой может достигнуть электрический велосипед.

Емкость аккумулятора
от 3.2 до 48 А*ч
Емкость батареи определяет время бесперебойной работы электрического велосипеда. Измеряется в ампер-часах (А•ч).

Напряжение аккумулятора
от 11 до 60 В
Напряжение батареи электрического велосипеда. Чем больше данный параметр, тем дольше велосипед может ехать без подзарядки.

Пробег на одном заряде
от 15 до 220 км
Емкость батареи определяет расстояние, которое может проехать велосипед без подзарядки. Для экономии заряда батареи рекомендуется выключать электрический привод при съезде с горок.

Время зарядки
от 2 до 70 ч
Ориентировочное время необходимое для полного заряда аккумуляторной батареи двигателя.

Дополнительная информация

Звонок
Звонок в любом случает необходим для комфортного передвижения на велосипеде. Иногда он входит в комплект, чаще всего – приобретается самостоятельно.

Багажник
Наличие в комплекте поставки багажника или корзины для вещей (чаще всего бывает у детских трехколесных велосипедов).

Крылья
Крылья позволяют защитить одежду от брызг и грязи, летящих от колес, но увеличивают вес велосипеда. Как правило, крылья имеют съемную конструкцию.

Насос
Наличие насоса в комплекте избавит вас от необходимости покупать его дополнительно. Как правило, на раме велосипеда есть специальное крепление для насоса.

Защитная накладка на руле
Защитная накладка на металлической части руля смягчает удар при возникновении экстремальной ситуации (резкое торможение, столкновении и т.п.).

Цвет
Основной цвет рамы велосипеда.