Словарь терминов: Лодочные моторы

Общие характеристики

Тип двигателя

Двигатели для моторных лодок могут оснащаться бензиновыми, дизельными или электрическим двигателями.
– Бензиновые двигатели встречаются чаще всего. Они обладают оптимальной мощностью и габаритами, имеют более простую конструкцию и меньшую стоимость по сравнению с дизельными. К недостаткам бензиновых двигателей можно отнести меньшую экономичность.
– Дизельные двигатели довольно экономичный вариант, однако они имеют достаточно сложное устройство и нуждаются в профессиональном техническом обслуживании, а также имеют некоторые проблемы в использовании при низких температурах, а потому применяются существенно реже бензиновых.
– Электрические двигатели обладают популярностью благодаря своей бесшумности, отсутствию выхлопа и небольшому весу. Они отличаются меньшей мощностью по сравнению с ДВС и не подойдут для дальних поездок, однако позволят бесшумно добраться до места, не распугав рыбу. К эксплуатационным недостаткам электрических двигателей можно отнести ограниченную дальность поездки, которая обусловлена зарядом аккумулятора и сравнительно небольшая мощность.

Тип ДВС

По количеству тактов различают двигатели с двухтактным и четырехтактным рабочим циклом, при этом они обладают примерно одинаковой стоимостью.
– Двухтактный бензиновый двигатель представляет собой более легкий и мощный мотор, который обычно устанавливается на небольшие лодки. Конструкция такого двигателя намного проще, а ремонтопригодность намного выше, что позволит выполнить ремонт прямо на месте при наличии необходимых деталей. Недостатками такого типа двигателя являются: повышенный расход топлива, более высокий уровень выбросов и повышенный уровень шума.
– Четырехтактный двигатель обладает более низким уровнем шума и вибрации, расходует меньше топлива и масла. Однако из-за более сложной конструкции, в случае поломки требует профессионального ремонта, и ежегодного обслуживания, а также обладают большим весом.

Цилиндров

от 1 до 8

От количества цилиндров напрямую зависит мощность двигателя: чем больше цилиндров, тем мощнее, объемнее и дороже двигатель. Кроме того, количество цилиндров влияет на равномерность хода крутильного вала и нагрев поршневой группы. Двигатели с большим числом цилиндров отличаются более равномерным ходом и меньше греются.
– Одноцилиндровые лодочные моторы обладают небольшим весом самой низкой мощностью. Одноцилиндровый лодочный мотор мощностью в 5 л.с. подойдет для килевых лодок (ПВХ, пластик, алюминий) длиной до 3.4 метра. Преимуществом данного типа маломощных моторов является отсутствие необходимости приобретения удостоверения судоводителя.
– 2-х цилиндровые лодочные двигатели имеют большую мощность и вес от 27 до 55 кг. Скорость, которую могут развить эти моторы составляет до 40 км/ч. При эксплуатации этих моторов обязательно наличие удостоверения судоводителя.

Мощность двигателя

от 18 до 257400 Вт

Чем мощнее двигатель, тем большую скорость он позволит развить лодке. Измеряется в ваттах и зависит от типа двигателя, количества цилиндров и рабочего объема.

Объем

от 5 до 5330 см.куб

Рабочий объем лодочного двигателя может составлять от 50 до 3000 кубических сантиметров. В результате увеличения объема двигателя
возрастает его мощность, что позволяет обеспечить большую скорость и тяговитость. При этом больший двигатель менее экономичен, и требуя большего расхода топлива и масла.

Мощность

от 0.24 до 300 л.с.

Чем мощнее двигатель, тем большую скорость и тяговитость он обеспечит лодке. Мощность на прямую зависит от типа двигателя, количества цилиндров в нем, а также их объема. Для комфортной рыбалки будет достаточно двигателя объемом 2-8 л.с., а если лодка приобретается для скоростной езды, то стоит рассмотреть варианты двигателей мощностью от 20 л.с.
– Двигатели мощностью от 2 до 4 л.с. как правило, не глиссирующие моторы небольших размеров, прекрасно подойдут для спокойной рыбалки на небольших водоемах. Чаще всего это двухтактные двигатели для небольших надувных лодок, байдарок и небольших парусных судов длиной до 2 м.
Преимуществом таких двигателей является тот факт, что согласно существующим в Беларуси правилам судовождения на лодочные моторы до 5 л.с. сил не требуется наличия «водного водительского удостоверения».
– Двигатели мощностью 5-8 л.с. – универсальный вариант для средних судов длиной до 4 м, с грузоподъемностью не более двух пассажиров.
– Следующая категория от 8 до 20 л.с – это уже двухцилиндровые двигатели. Имеют вес от 25 до 55 кг и устанавливаются в лодках длиной от 4 до 7.5 метров. Такие двигатели способны развить скорость до 40 км/ч.
– Двигатели мощностью 20-35 л.с. способны обеспечить скоростью более 40 км/ч большим лодкам и парусникам, с грузоподъемностью более 4 человек.
Такие моторы отличаются довольно высокой стоимостью и расходом.

Мин. рабочий диапазон

Минимальная интенсивность оборотов в минуту лодочного двигателя при обеспечении лучших условий для его работы. При работе двигателя в рабочем диапазоне, обеспечивается лучшая смазка движущихся элементов системы, минимальный износ, а также максимально полное сгорание топлива.

Макс. рабочий диапазон

Максимальная интенсивность оборотов в минуту лодочного двигателя при обеспечении лучших условий для его работы. При работе двигателя в рабочем диапазоне, обеспечивается лучшая смазка движущихся элементов системы, минимальный износ, а также максимально полное сгорание топлива.

Система подачи топлива

Существует два различных механизма, обеспечивающих доставку топливной смеси в двигатель. Каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки.
– Инжектор – представляет собой способ подачи топлива путём принудительного впрыска топлива с помощью форсунок во впускной коллектор или в цилиндр с контролем качества, осуществляемым электроникой. Такой тип двигателя требователен к качеству используемого топлива. Получил большее распространение, чем карбюратор, так как обладает большей надежностью, экономичностью, обеспечивает низкий уровень выхлопов и не зависит от перепадов температур.
– Карбюратор — обеспечивает создание горючей смеси высокой гомогенности путем смешивания топлива с воздухом с регулированием количества её подачи в цилиндры двигателя. Полученная смесь засасывается в двигатель за счет вакуума, создаваемого во впускном коллекторе двигателя. Такой тип двигателя характеризуется простотой в обслуживании и невысокой стоимостью, однако отличается неэкономичным расходом топлива и высоким уровнем выхлопных газов, загрязняющих окружающую среду.

Емкость топливного бака

от 0.9 до 30 л

От объема топливного бака зависит продолжительность работы двигателя то заправки до заправки. Чем объём выше, тем дольше мотор может проработать без дозаправки, а, следовательно, позволит добраться на большее расстояние без необходимости брать с собой канистру с топливом, однако большой объем подразумевает большие габариты и вес устройства.

Выносной топливный бак

Наличие возможности подсоединения выносного топливного бака позволит осуществлять дальние заплывы без необходимости дозаправки. Можно выбрать необходимый размер бака от 12 до 300 литров вместимостью.

Охлаждение

– Воздушное охлаждение обеспечивает отвод тепла от двигателя по средствам непосредственного обдува цилиндров набегающим потоком воздуха. Благодаря простоте конструкции является более дешевым и надежным способом охлаждения, однако подойдет только для маломощных моторов, поскольку не позволяет обеспечить равномерное охлаждение всех узлов системы из-за малой теплоемкости воздуха.
– Жидкостное охлаждение осуществляется за счет циркулирующего потока жидкости в системе с отводом от основных рабочих узлов излишнего тепла. В лодочных моторах может использоваться закрытая система холожения с использованием для снижения температуры замкнутого контура с жидкостью, или с открытой системы с использованием забортной воды.

Система запуска

Для запуска двигателя необходимо внешне воздействие для создания вращающего момента, позволяющее неподвижным механизмам придти в движение. Для этой цели в лодочных моторах обычно используются следующие механизмы:
– Кикстартер представляет собой пусковую педаль с трещоткой свободного обратного хода, соединенную с коленчатым валом двигателя через шестерни пусковой системы. Запуск двигателя осуществляется за счет мускульной силы человека, путем нажатия на педаль.
– Ручная система запуска двигателя в лодочных моторах представляет собой трос или шнур, намотанный на маховик. Такая система приводится в движения путем раскручивания барабана под воздействием мускульной силы человека. Ручные стартеры устанавливаются на небольшие маломощные моторы.
– Самый распространенный тип стартера, использующийся в более мощных моделях лодочных моторов это – электростартер. При запуске двигателя вращающий момент создается при помощи машины постоянного тока приводимой в действие при помощи аккумуляторной батареи.
– Сочетание ручной системы запуска и электростартера позволит выбрать необходимый способ запуска двигателя в зависимости от обстоятельств.

Управление

– Ручное (румпельное) – осуществляется с помощью специального рычага (румпеля), закрепленного на двигателе. Для того чтобы изменить направление движения достаточно повернуть ручку влево или вправо в зависимости от выбранного курса. При этом управляющий судном должен находиться на корме. Такой тип управления используется в небольших лодках с маломощными моторами, так как справится со скоростной лодкой будет довольно сложно, в результате чего она может выйти из-под контроля. К тому же, при таком управлении будет недостаточный обзор впереди по курсу.
– Дистанционное – производится при помощи специального руля с органами управления в передней части лодки. Такое управление используется в длинных лодках от 3.5 м, развивающих высокую скорость и имеющих достаточно мощный мотор. Дистанционное управление более удобное и безопасное, особенно на габаритных лодках, так как обеспечивает широкий обзор впереди по курсу.

Цвет

Основной цвет корпуса лодочного мотора.

Технические характеристики

Система смазки

Смазочная система двигателя предназначена для снижения трения между сопряженными деталями и продления срока службы мотора. Помимо основной функции система смазки обеспечивает охлаждение деталей двигателя, удаление продуктов нагара и износа, защиту деталей двигателя от коррозии. В лодочных двигателях используется несколько основных типов смазочных систем:
– Поддон в картере является резервуаром для хранения масла. Во время заливания масла через маслозаливную горловину, оно проходит по пустотам внутри двигателя и опускается в поддон картера, что впоследствии обеспечивает смазку системы. Уровень, имеющегося в поддоне масла, можно измерить масляным щупом через отверстие в картере двигателя.
– Предварительное смешивание используется в двухтактных двигателях. Рабочая смесь, кроме паров бензина, содержит и распыленное масло. Смесь из картера попадает на внутренние механизмы двигателя и смазывает их. Стоит тщательно соблюдать заявленные производителем пропорции масляно-топливной смеси, так как неверный состав может привести к быстрому износу, заклиниванию и перегреву двигателя.
– Принудительная смазка трохоидным насосом обеспечивает передвижение смазочного элемента по системе при помощи насоса с особой кулачковой структурой ротора, который позволяет двигателю работать без установки, что невозможно у шестерёнчатых насосов с внутренним зацеплением зубчатых колес.
– Смазка разбрызгиванием характеризуются тем, что масло, находящееся в поддоне двигателя, разбрызгивается движущимися деталями мотора и в виде капелек или масляного тумана попадает к трущимся поверхностям.

Система охлаждения

– Принудительное водяное охлаждение осуществляется при помощи вентилятора принудительного охлаждения радиатора и жидкостного насоса. Охлаждение происходит путем прокачки охлаждающей жидкости внутри замкнутого контура системы и через радиатор. Такая система является более совершенной и используется на данный момент практически во всех двигателях.
– Принудительное воздушное охлаждение осуществляется по средствам принудительного нагнетания воздуха в систему при помощи специального вентилятора. Такие системы отличаются небольшим весом, простотой конструкции и отсутствием охлаждающей жидкости. При этом такие системы отличаются повышенным шумом при работе и большими габаритами.

Диаметр цилиндров

от 1.65 до 90''

Диаметр одного цилиндра двигателя в дюймах. В зависимости от типа двигателя составляет от 1,6 до 4 дюймов. От диаметра цилиндра зависит мощность двигателя. Больший диаметр цилиндра обуславливает большее количество ходов поршня за промежуток времени, что обеспечивает повышение мощности. Оптимальный вариант строения поршня – это «квадратный» – длина хода равна диаметру цилиндра.

Диаметр цилиндров

от 44 до 76 мм

Диаметр одного цилиндра двигателя в миллиметрах. В зависимости от типа двигателя составляет от 40 до 100 миллиметров. От диаметра цилиндра зависит мощность двигателя. Больший диаметр цилиндра обуславливает большее количество ходов поршня за промежуток времени, что обеспечивает повышение мощности. Оптимальный вариант строения поршня – это «квадратный» – длина хода равна диаметру цилиндра.

Ход поршня

от 1.22 до 81''

Расстояние в дюймах, которое проходит поршень при движении между верхней и нижней мертвыми точками. В зависимости от типа двигателя составляет от 1,3 до 4 дюймов.
– Двигатель с длинным ходом поршня обладает достаточно большим плечом рычага, на который прилагается усилие от длинного шатуна. Это позволяют развивать высокое тяговое усилие при низких частотах вращения. Для получения максимальной мощности двигателя необходима максимально возможная частота вращения поршней, что при использовании длинноходного поршня приведет к повреждению, или ускоренному износу двигателя, а это ограничивает запас располагаемой мощности.
– Короткоходный двигатель может работать при более высоких скоростях, чем длинноходный того же объема, и, следовательно обеспечить повышенную мощность. Однако из-за небольшого плеча рычага коленчатого вала он будет работать в узком диапазоне кутящего момента. Таким образом, оптимальный вариант строения поршня – это «квадратный» – длина хода равна диаметру цилиндра.

Ход поршня

от 31.5 до 75 мм

Расстояние, которое проходит поршень при движении между верхней и нижней мертвыми точками. В зависимости от типа двигателя составляет от 30 до 100 миллиметров.
– Двигатель с длинным ходом поршня обладает достаточно большим плечом рычага, на который прилагается усилие от длинного шатуна. Это позволяют развивать высокое тяговое усилие при низких частотах вращения. Для получения максимальной мощности двигателя необходима максимально возможная частота вращения поршней, что при использовании длинноходного поршня приведет к повреждению, или ускоренному износу двигателя, а это ограничивает запас располагаемой мощности.
– Короткоходный двигатель может работать при более высоких скоростях, чем длинноходный того же объема, и, следовательно обеспечить повышенную мощность. Однако из-за небольшого плеча рычага коленчатого вала он будет работать в узком диапазоне кутящего момента. Таким образом, оптимальный вариант строения поршня – это «квадратный» – длина хода равна диаметру цилиндра.

– Короткоходный двигатель может работать при более высоких скоростях, чем длинноходный того же объема, и, следовательно обеспечить повышенную мощность. Однако из-за небольшого плеча рычага коленчатого вала он будет работать в узком диапазоне кутящего момента. Таким образом, оптимальный вариант строения поршня – это «квадратный» – длина хода равна диаметру цилиндра.

Переключатель передач

Нейтральная

Наличие нейтральной передачи в коробке лодочного мотора. В положении "нейтраль" при работе двигателя гребной винт остается неподвижным. За режим "нейтраль" часто отвечает автоматическая муфта сцепления, которая передает движение на винт при наборе двигателем определенного числа оборотов.

Вперед

Наличие передачи обеспечивающей переключение на движение лодки вперед с передачи реверс или нейтраль.

Назад

Наличие передачи для движения назад в коробке лодочного мотора. В данном положении «реверс», вращение винта мотора происходит в обратную сторону, что позволяет лодке двигаться назад. Данная переда часто отсутствует в более простых моделях моторов.

Изменение наклона двигателя

Наличие функции позволяющей изменить угол наклона двигателя. Путем поднятия мотора увеличивается угол между мотором и транцем, что обеспечивает поднятие носа лодки. Возможность опустить мотор позволит опустить нос лодки. При отсутствии регулировки подвесного мотора, придется регулировать положение лодки путем перемещения груза или пассажиров по кокпиту лодки.

Угол наклона

Изменение угла наклона лодочного мотора позволит поднять нос лодки, путем поднятия мотора (увеличивая угол между мотором и транцем) или опустить нос лодки, опустив мотор. Регулировка угла наклона позволит существенно облегчить управление, так как при ее отсутствии регулировать положение лодки придется путем перемещения груза или пассажиров по кокпиту лодки.

Генератор

от 3 до 133 А

Наличие в двигателе генератора электрического тока. Наличие генератора позволит подключать дополнительные устройства.

Лопастей гребного винта

от 2 до 25

Количество лопастей гребного винта. Чем больше лопастей имеет гребной винт, тем большую плавность хода он позволит достичь. Однако большое количество лопастей снижает производительность винта.

Размеры и вес

Длина

от 0 до 1520 мм

Длина устройства в миллиметрах. Габариты лодочного мотора напрямую зависит от типа двигателя, количества цилиндров и его объема.

Ширина

от 34 до 1073 мм

Ширина устройства в миллиметрах. Габариты лодочного мотора напрямую зависит от типа двигателя, количества цилиндров и его объема.

Высота

от 38.5 до 1800 мм

Высота устройства в миллиметрах. Габариты лодочного мотора напрямую зависит от типа двигателя, количества цилиндров и его объема.

Высота транца

от 85 до 981 мм

Высота плоской части лодки (транца), предусмотренной для установки подвесного мотора. Каждый мотор рассчитан на определенную высоту транца. Высоту транца принято обозначать буквами: S от 381мм, L от 508мм, XL от 605мм, U-650-680 мм.

Вес

от 2.45 до 356 кг

Вес лодочного мотора в килограммах, может составлять от 9 до 250 килограмм. Данная характеристика напрямую зависит от типа двигателя, количества цилиндров и его объема. При расчете мощности необходимого мотора следует оценивать и тот факт, что чем она выше, тем большим весом будет обладать двигатель.

1K.BY использует cookies для удобства пользователей. Вы можете запретить сохранение cookies в настройках своего браузера.
Ознакомьтесь с Пользовательским соглашением и условием обработки персональных данных.