Словарь терминов: Надувные лодки

Основные характеристики

Тип

Тип надувной лодки определяется способом передвижения.
Гребная надувная лодка. Судно приводится в движение при помощи весел и отличается простотой конструкции: разделенные на отдельные отсеки борта заполняются воздухом, обеспечивая плавучесть лодки. В случае проколов одного из отсеков судно продолжит держаться на воде. Лодка не предназначена для скоростного передвижения и подходит для неспешных прогулок, отдыха, рыбной ловли и охоты. Особенности: мягкое дно, компактный размер, мобильность, легкость. В сдутом состоянии может поместиться в рюкзак (зависит от модели).
Моторно-гребная надувная лодка. На такое судно для быстрого передвижения по воде можно устанавливать мотор на монтируемый транец. При подборе двигателя необходимо учитывать грузоподъемность судна. Для неоснащенной жестким дном и килем лодки достаточно будет маломощного мотора – мощный двигатель приведет только к увеличению расхода топлива, а не скорости.
Моторная надувная лодка. Конструктивно отличается от гребных моделей: полузамкнутая форма, удлиненные борта на корме, жесткое дно, наличие киля. Изначально оснащается встроенным транцем, а вместо надувного борта на корме располагается крепление для двигателя. Конструкция транца и его способ крепления отличаются в зависимости от устанавливаемого мотора. Весла на моторной лодке служат вспомогательным средством для отгона на нужное место или передвижения в случае отказа мотора.

RIB-лодка

RIB-лодка представляет собой конструкцию, состоящую из жесткого дна из алюминиевого сплава или стеклопластика и надувного борта. Такая конструкция имеет ряд преимуществ, как перед катерами, так и перед полностью надувными лодками. Благодаря жесткому дну, центр тяжести будет находится ниже, а потому лодка будет гораздо устойчивее, маневреннее и проходимее, к тому же минимизируется риск повреждения дна и потопления лодки. RIB-лодка имеет меньший вес, что позволяет использовать двигатель меньшей мощности и развивать более высокую скорость. При этом такая лодка будет иметь большую грузоподъемность.

Количество мест

от 1 до 16

Количество посадочных мест, на которые рассчитана надувная лодка.
Наиболее популярными являются одноместные и двухместные модели лодок. Обозначение вместимости +0.5 (1.5, 2.5 и т.д.) указывает на наличие дополнительного места для размещения груза или ребенка.
При подборе судна для определения оптимальной вместимости следует также учитывать параметры грузоподъемности и длины лодки.

Материал лодки

Прорезиненная ткань. Достоинства материала: доступная стоимость. Недостатки материала: необходимость просушки после каждого использования с целью недопущения образования плесени, плохо переносит морскую воду, недолговечность (резина со временем отходит от ткани).
Поливинилхлорид (ПВХ). Достоинства материала: высокая прочность, малый вес, устойчив к воздействию морской воды и ультрафиолета, не выгорает на солнце. Дополнительную прочность обеспечивает наличие армированной основы из полиэстера или нейлона. Недостатки материала: не переносит воздействие химических материалов и высоких температур.
Хипалон (полиэтиленовый эластомер). Достоинства материала: отличная эластичность, устойчивость к воздействию ультрафиолета и высоких температур, не выгорает на солнце.
Неопрен (вид искусственного каучука). Достоинства материала: высокая прочность и упругость, устойчивость к воздействию агрессивных сред.
Для повышения качества надувной лодки производители нередко комбинируют синтетические материалы: для внешнего покрытия используется неопрен, для внутреннего – хипалон.

Плотность ПВХ

от 250 до 1650 г/м2

Плотность материала ПВХ, из которого изготовлена лодка.
Плотность определяет износостойкость судна и измеряется в граммах на метр квадратный (г•м²). Наибольшему износу подвергаются борта и днище судна.

Тип шва

Способ изготовления шва надувной лодки.
Склеивание. Способ применяется для склеивания недорогих лодок из резины. Прочность шва обеспечивает схожесть клея с материалом самой лодки.
Вулканизация. Способ применяется при производстве лодок из ПВХ, не требует использования дополнительных материалов. Швы создаются путем горячего воздействия на края баллона, которые после остывания образуют одно целое. Преимущества: эстетичный вид, высокая прочность и надежность.
Сварка ультразвуком. Способ применяется при производстве лодок из ПВХ, не требует использования дополнительных материалов. Швы создаются путем воздействия ультразвуком на края баллона, которые образуют одно целое. Преимущества: эстетичный вид, высокая прочность и надежность.
Следует учесть, что особенности производства швов делают невозможным самостоятельный ремонт при нарушении герметичности лодки.

Тип соединения

Способ соединения краев материала, из которого изготовлена лодка.
Соединение внахлест – наложение краев ткани друг на друга. Применяется преимущественно для лодок из резины. Простая технология, но недостаточно надежная, так как на стыках могут сохраняться пузырьки воздуха, которые будут способствовать разгерметизации.
Соединение встык – края ткани прикладываются друг к другу. Сложность технологии обеспечивает надежность шва. Для большей прочности поверх шва может дополнительно накладываться полоса ткани.

Транец

Мотор надувной лодки крепится к транцу.
Встроенный транец. Устанавливается на моторных лодках с незамкнутой формой корпуса вместо заднего борта (по сути, выполняет его роль). Материал транца: водостойкая фанера, стеклопластик или металл. На транец, расположенный под углом, может крепиться любой мотор. Универсальный тип, подходит для установки мощного двигателя.
Подвесной транец. Устанавливается на моторно-гребных лодках с замкнутой формой корпуса, оснащенных специальными креплениями на заднем борте. Имеет вид деревянной плоскости с металлическими штырями, которые ввинчиваются в расположенные на лодке крепления. Достоинства: быстро монтируется и снимается, подходит для разных моделей лодок. Недостатки: ограничивает возможность выбора мотора по весу и мощности.

Высота транца

от 18 до 400 см

Высота транца лодки.

Максимальная мощность мотора

от 1 до 350 л.с.

Максимальная мощность двигателя зависит от жесткости и формы конструкции надувной лодки и ее типа (моторно-гребная или моторная).
Моторы мощностью 5 лошадиных сил позволяют ускорить передвижение по воде. Устанавливаются на моторно-гребные лодки с помощью навесного транца.
Моторы мощностью 6-8 лошадиных сил позволяют вести незагруженную лодку в режиме глиссирования.
Моторы мощностью от 10 лошадиных сил и более устанавливаются на моторные лодки, оснащенные встроенным транцем. Позволяют вести судно в режиме глиссирования.

Максимальный вес мотора

от 10 до 100 кг

Предельный вес двигателя, допустимый для надувной лодки, определяется конструкцией судна. Необходимо отметить, что мощность мотора не всегда зависит от его веса.

Грузоподъемность

от 40 до 2100 кг

Предельно допустимая нагрузка на надувную лодку.
При выборе лодки нагрузку необходимо учитывать с запасом, включая помимо суммарного веса пассажиров средний вес мотора и груза.

Количество воздушных отсеков

от 1 до 10

Наличие воздушных отсеков в лодке позволяет ей не тонуть в случае прокола одного или нескольких. Повышенную безопасность обеспечивает конструкция «лодка в лодке»: судно оснащено внутренними и внешними камерами.
В простых моделях насчитывается 2-3 воздушных отсека, но чем конструкция сложнее, тем больше их предусмотрено. Небольшие лодки оснащены одним общим клапаном для накачки, крупные – несколькими клапанами для каждого отсека по отдельности. Такой вариант позволяет ускорить монтаж и демонтаж судна или обеспечивать подкачку непосредственно на воде.

Максимальное давление в баллонах

от 200 до 300 мБар

Предельное давление в баллонах лодки.
Параметр важен для лодок, которые перемещаются в режиме глиссирования. При пониженном давлении борт лодки станет излишне мягким, что приведет к неправильной работе двигателя. Баллоны не смогут удерживать тяжелые мотор и транец в неподвижном состоянии, что приведет к неустойчивому курсу.

Киль

Киль позволяет улучшить рабочие характеристики и повысить управляемость моторных лодок.
Жесткий киль выполнен из дерева и придает днищу лодки V-образную форму. Достоинства: прекрасно держит судно на поворотах, помогает сохранить курс при сильном ветре, надежен в эксплуатации.
Надувной киль отличается упругостью и легкостью, обеспечивает удобство при транспортировке лодки, улучшает ходовые характеристики.
Лодки гребного и моторно-гребного типа килем не оснащаются из-за плоского дна.

Дно

Ненадувное дно. Наиболее простой тип, прочность дна обеспечивают армирующие вставки. Может дополняться жестким пайолом. Подходит для рыбалки и охоты.
Надувное дно. Особенности: упругое, повышает устойчивость лодки. Подходит для отдыха и прогулок на воде.

Материал дна

Лодки оснащенные жестким дном (RIB-лодки), изготавливаются с дном из углепластика или алюминиевого сплава. Алюминиевое дно отличается хорошей прочностью и имеет небольшой вес. Преимуществом стеклопластика является также возможность изготовления дна самых различных модификаций и форм, что дополнительно позволит повысить управляемость и аэродинамику лодки.

Тип пайола

Пайол – это съемный пол надувной лодки.
Сплошной пайол обеспечивает жесткость дна, используется в средних и больших моделях.
Реечный пайол раскладной, состоит из проклеенных листов фанеры, используется зачастую в небольших лодках.
Надувной пайол имеет незначительный вес, легко сворачивается и разворачивается, может использоваться в качестве плавучего матраса. Недостатки: деформируется при нагрузках.

Разборный пайол

В комплекте поставки надувной лодки имеется жесткий съемный пол.
Наличие жесткого дна повышает удобство перемещения пассажиров лодки, обеспечивает стабильность курса в режиме глиссирования.

Материал пайола

Материал, из которого изготовлен пайол (жесткий настил).
Наличие жесткого дна повышает удобство перемещения пассажиров лодки, обеспечивает стабильность курса.
Фанерный пайол. Достоинства: водостойкий материал, доступная стоимость. Недостатки: недолговечность из-за нарушаемой со временем геометрии, требует периодической замены.
Алюминиевый пайол. Достоинства: долговечность, прочность, малый вес. Недостатки: из-за повышенной проводимости звука такой настил не подходит для рыбалки.
Стеклопластиковый пайол. Достоинства: бесшумность, прочность, долговечность, малый вес. Недостатки: высокая стоимость.

Цвет

Основной цвет корпуса лодки.

Комплектация

Жесткое сиденье

В комплекте поставки надувной лодки имеется банка (жесткое сидение).
Банка имеет вид деревянной планки, крепящейся торцами к бортам судна. Крепление может фиксироваться при помощи гибких петель или пазов и бывает плавающим или жестким. Плавающий тип отличается наличием на бортах продольных направляющих для перемещения сиденья.

Надувное сиденье

В комплекте поставки надувной лодки имеется надувная подушка. Достоинства сиденья: комфортабельность, не требует дополнительно монтажа, может устанавливаться в любом месте, имеет компактные размеры в сложенном виде.

Весла

В комплекте поставки надувной лодки имеются весла.
Короткие весла цельные, изготавливаются из пластика или алюминия. Длинные весла имеют разборно-сборную конструкцию и удобны при транспортировке.

Уключины

Борта лодки оснащены уключинами для весел.
Уключины изготавливаются из резины, пластика или металла. Бывают высокими или низкими, вращающимися или фиксированными. На выбор уключин влияют личные предпочтения пользователя. При необходимости на лодку можно устанавливать дополнительные уключины.

Держатель для удочки

Лодка оснащена креплениями для рыболовных удочек для одновременной ловли рыбы с разных бортов.

Якорный рым

Борт лодки оснащен штатным рымом для крепления каната якоря в удобном положении. Рым также предохраняет борт от истирания канатом.

Насос

В комплекте поставки надувной лодки имеется насос для накачки воздухом.
Ручной тип насоса прост в использовании, но требует усилий и длительного времени для накачки лодки.

Ручки для переноски

Борта лодки оснащены встроенными ручками для переноски. Изготавливаются из пластика, веревки или резины. Ручки позволяют избежать переноски надувной лодки волоком по поверхности, которая может привести к проколам.

Леерный трос

Борта лодки оснащены леерным тросом.
Леерный трос крепится при помощи фиксаторов к бортам лодки и охватывает весь ее периметр, может использоваться в качестве спасательного средства, ручек для переноски или применяться для буксировки судна по воде.

Привальный брус

Надувная лодка оснащена привальным брусом. Привальный брус – это профиль, защищающий дно или борт судна от износа и мелких повреждений при хождении по мелководью или причаливании к берегу.

Клапан для слива воды

Пол надувной лодки оснащен клапаном для слива воды из кокпита. Позволяет быстро избавиться от попавшей внутрь судна воды.

Стрингеры

В комплекте поставки надувной лодки имеются стрингеры. Стрингеры – это профили, которые скрепляют определенное количество секций днища лодки, придавая ему жесткость. Чаще всего изготавливаются из алюминия.

Ремкомплект

В комплекте поставки надувной лодки имеется набор для самостоятельного ремонта судна. Набор состоит из тюбика с водостойким клеем и заплаток. С их помощью можно быстро залатать разошедшийся шов или прокол.

Размеры и вес

Длина лодки

от 105 до 850 см

Внешнее расстояние между краями носа и кормы надувной лодки.
Вместимость судна напрямую зависит от его длины. Небольшие лодки с вместимостью 1 или 1.5 обычно имеют длину 2-2.5 метра. Более крупные модели (от 3 и более метров) предназначены для плавания с мотором и оснащаются килевым днищем.

Ширина лодки

от 65 до 300 см

Расстояние между внешними краями бортов надувной лодки.
Чем шире лодка, тем менее стабильную курсовую устойчивость она будет обеспечивать.

Диаметр баллона

от 21 до 62 см

Размер кокпита надувной лодки зависит от диаметра баллона: чем больше диаметр, тем уже кокпит, и наоборот.

Длина кокпита

от 100 до 530 см

Кокпитом называется внутреннее открытое пространство лодки. Его длина – это внутреннее расстояние палубы от носа до кормы.

Ширина кокпита

от 41 до 180 см

Кокпитом называется внутреннее открытое пространство лодки. Его ширина – это внутреннее расстояние палубы между бортами. Ширина кокпита может варьироваться в зависимости от модели лодки с соблюдением пропорций относительно длины кокпита.

Вес

от 1.4 до 595 кг

Вес надувной лодки без учета веса дополнительных аксессуаров (весел, пайола и т.д.).
На вес влияют материалы, из которых изготовлена лодка, и ее размер. Так, лодка из резины будет тяжелее аналогичной модели из ПВХ.

Вес комплекта

от 5 до 900 кг

Совокупный вес надувной лодки и дополнительных аксессуаров (весла, пайола и т.д.).

1K.BY использует cookies для удобства пользователей. Вы можете запретить сохранение cookies в настройках своего браузера.
Ознакомьтесь с Пользовательским соглашением и условием обработки персональных данных.